
|
|
Сроки вступления закона 223-ФЗ в силу
|
01.01.2012
|
|
223-ФЗ вступил в силу. Обязанность Заказчика размещать всю информацию о закупке на собственном сайте. В статье 4 указано, что надо размещать, в статье 8, ч.3. написано, что до вступления в действие официального сайта, размещать нужно на сайте Заказчика.
|
04.01.2012
|
|
Размещение на Сайте Заказчика Положения о закупках. В случае неразмещения – обязанность проводить закупки по 94-ФЗ.
|
01.10.2012
|
|
Размещение всех документов о закупках на ООС.
|

|
|
Положение о закупках и способы закупок
|
Положение о закупках – это основной документ, регламентирующий закупочную деятельность предприятия, подпадающего под 223-ФЗ.
Вот что написано в 223-ФЗ о Положении о закупках:
|
Ст. 2 ч.2. 223-ФЗ

|
|
«...2. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения...» |
Таким образом, основным содержанием Положения о закупках является описание способов закупочных процедур.
Закон не ограничивает заказчика в выборе способов закупки. Самим законом предусмотрены следующие способы: конкурс и аукцион, также именуемые, согласно ст.447 ГК РФ «Торги».
|
Ст. 3 ч.3. 223-ФЗ

|
|
«...3. В положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами....» |
То есть иные способы проведения закупки торгами не являются, а значит, не накладывают на Заказчика следующих ограничений:
|
Ст. 3, ч.2 223-ФЗ

|
|
«...2. Извещение о проведении конкурса или аукциона размещается в соответствии с частью 5 статьи 4 настоящего Федерального закона не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе...» |
Ст. 4, ч.11 223-ФЗ

|
|
«...В случае, если закупка осуществляется путем проведения торгов и изменения в извещение о закупке, документацию о закупке внесены заказчиком позднее чем за пятнадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен так, чтобы со дня размещения на официальном сайте внесенных в извещение о закупке, документацию о закупке изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем пятнадцать дней...» |
Ст. 448 ч.5. ГК РФ

|
|
«...5. Лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. Лицо, выигравшее торги, при уклонении от подписания протокола утрачивает внесенный им задаток. Организатор торгов, уклонившийся от подписания протокола, обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить лицу, выигравшему торги, убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка.Если предметом торгов было только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее двадцати дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола. В случае уклонения одной из них от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.» |
При проведении других закупочных процедур, не являющихся торгами, нет необходимости соблюдать вышеуказанные временные ограничения, а также нет обязанности Заказчика заключать договор с победителем закупочной процедуры.
Настоятельно рекомендуем в Положении о закупке указать способы закупочных процедур, не являющиеся торгами, а также прописать их алгоритмы. Однако лучше не делать досконального описания закупочных процедур, чтобы не связывать себе руки при их проведении. Также нет необходимости регламентировать сроки проведения данных процедур, лучше принимать решение о сроках проведения в каждом случае отдельно.
Однако, нет гарантии, что в случае судебных разбирательств к процедурам, не являющимися торгами, не будут применены положения 223-ФЗ и Гражданского кодекса РФ (т.е. данные процедуры могут быть квалифицированы судом как торги), со всеми вытекающими последствиями.
Не нужно связывать себя и поставщиков обязательством применять ЭЦП при закупке на электронных торговых площадках.
Необходимо описать как можно больше случаев, при которых возможна закупка у единственного поставщика.
Лучше упомянуть, что при проведении закупок на электронных торговых площадках, Заказчик руководствуется регламентом ЭТП.
|

|
|
Формирование лотов
|
Ст. 17 ч.3 №135-ФЗ "О защите конкуренции".

|
|
«...3. Наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов запроса котировок на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, запроса котировок путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов запроса котировок...» |
Данный пункт относится к закупкам для государственных и муниципальных нужд, но все же лучше им руководствоваться.
|

|
|
Что Заказчики обязаны закупать в электронной форме?
|
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2012 г. N 616 «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме» данный перечень утвержден.
Необходимо понимать, что каждая позиция из перечня, приведенного в данном постановлении, содержит ряд дочерних позиций, на первый взгляд напрямую не связанных с обобщающей номенклатурой.
Например:
5000000 – Услуги по торговле, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей и мотоциклов
включает в себя
5050010 - Розничная торговля горючим на бензоколонках и газозаправочных станциях[5050101 - 5050109]
Посмотреть, что включает в себя та или иная позиция перечня можно здесь: http://www.gov-zakupki.ru/odnoimenka/
В законодательстве нет определения «электронной формы». Надо думать, что под этим подразумевается закупка на электронной торговой площадке, но, например, о необходимости использовать ЭЦП нигде не сказано. О способе закупки, например, электронный аукцион, речи также нигде не идет. Соответственно, можно провести, например, электронный запрос предложений, и это не будет нарушением.
|

|
|
Закупка у единственного поставщика
|
223-ФЗ содержит только одно упоминание о закупке у единственного поставщика.
|
Ст. 4 ч.19 223-ФЗ

|
|
«...Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает на официальном сайте: 2) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)...»
|
|
|
Нужно ли размещать на официальном сайте данные о закупках у единственного поставщика?
|
По нашему мнению нужно. Причем размещать нужно и извещение и отчетность. В 223-ФЗ есть исчерпывающий перечень случаев в которых не нужно размещать извещение.
|
Ст. 4. ч.15. 223-ФЗ

|
|
«...15. Не подлежат размещению на официальном сайте сведения о закупке, составляющие государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в извещении о закупке, документации о закупке или в проекте договора, а также сведения о закупке, по которым принято решение Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 настоящей статьи. Заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто тысяч рублей. В случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей, заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает пятьсот тысяч рублей....» |
Поскольку о закупке у единственного поставщика речи здесь не идет, извещение о такой закупке выкладывать нужно.
Также нужно разместить информацию о закупке в разделе ООС «Сведения о заключенных договорах».
|
Постановление Правительства Российской Федерации от 10.09.12 г. № 908 «Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке».

|
|
«...47. Для размещения на официальном сайте документа, содержащего сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), представитель заказчика в закрытой части официального сайта с помощью функционала официального сайта редактирует сформированный в соответствии с пунктом 39 настоящего Положения документ, содержащий сведения о договорах, формируя документ, содержащий сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), и (или) формирует с использованием функционала официального сайта в закрытой части официального сайта документ, содержащий сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)...» |
|
|
Что можно закупать у единственного поставщика?
|
Это нигде не регламентируется. Соответственно можно закупать то, что написано в Положении о закупках. Но каждый такой случай должен иметь разумное документальное обоснование, почему закупка была осуществлена именно у данного поставщика.
|

|
|
Закупки менее 100 тысяч рублей
|
Ст. 4 ч.15 223-ФЗ

|
|
«...Заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто тысяч рублей. В случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей, заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает пятьсот тысяч рублей...» |
Здесь нет никакого упоминания об одноименности, и не указана периодичность, с которой можно закупать партии одноименных товаров, стоимостью до 100 (500) тысяч рублей. Теоретически можно закупать хоть каждый день на 99 тысяч. Здесь также не указано, хотя и подразумевается, что это закупка у единственного поставщика. Нужно ли готовить извещение и документацию при закупке менее 100 тысяч рублей? Не нужно. Нигде не говорится о необходимости подготовки извещения и закупочной документации по таким закупкам, однако, в отчет о закупках на официальном сайте сведения о таких закупках включаются.
|

|
|
Типы договоров, заключаемых в рамках 223-ФЗ
|
|
|
Рамочные
|
Согласно статье 465 ГК РФ в договоре купли-продажи должно быть указано количество товара. В противном случае договор не считается заключенным. Также согласно п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в каждом договоре на закупку должно быть указано количество поставляемого товара. Таким образом заключать рамочные договоры нельзя. Нужно заключать договор с указанием максимального количества товара, которое возможно приобрести за период действия договора, и выбирать его по заказам. Лучше указать количество с запасом и оговорить возможность неполного забора товара.
|
Ст. 465. Количество товара (Гражданский кодекс РФ)

|
|
«...1. Количество товара, подлежащего передаче покупателю, предусматривается договором купли-продажи в соответствующих единицах измерения или в денежном выражении. Условие о количестве товара может быть согласовано путем установления в договоре порядка его определения. 2. Если договор купли-продажи не позволяет определить количество подлежащего передаче товара, договор не считается заключенным...» |
|
|
Долгосрочные договоры (более 1 года)
|
Нигде в 223-ФЗ и подзаконных актах нет указаний на запрет заключения долгосрочных договоров. Соответственно заключать такие договоры можно.
|
|
|
Договоры, заключенные до вступления в силу 223-ФЗ
|
Если договор был заключен до вступления в силу 223-ФЗ, он будет действовать до даты окончания, указанной в нем.
|
|
|
Дополнительные соглашения
|
В Законе 223-ФЗ нет норм, аналогичных нормам 94-ФЗ, позволяющим изменять объем договора не более, чем на 10 процентов. Что не запрещено - то разрешено, соответственно можно заключать дополнительные соглашения к договорам с любым изменением цен и объемов. Однако не надо забывать выкладывать данные об изменении договора на ООС.
|
Ст. 4 ч.5 223-ФЗ

|
|
«...В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор на официальном сайте размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий...» |

|
|
Комиссия
|
В Законе 223-ФЗ ни слова не сказано о необходимости формирования комиссии при осуществлении закупок. Возникает вопрос – для чего она нужна. Однако, нужно учитывать, что Заказчики обязаны руководствоваться не только 223-ФЗ, но и Гражданским кодексом РФ. А в ч. 4 ст. 447 ГК РФ установлено, что победителя конкурса определяет конкурсная комиссия, заранее назначенная организатором торгов. Из этого следует, что комиссию необходимо назначать только для проведения конкурса. При проведении остальных закупочных процедур, обязанности назначать комиссию нет.
|

|
|
Планы закупок
|
Обязательно размещать с 1 октября на ООС по форме, приведенной в Постановлении Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2012 г. №932 «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана». Можно заполнять план в электронном виде, например в файле Word или Excel и выкладывать на ООС. Можно заполнять план прямо на ООС, там есть соответствующий функционал.
|

|
|
Ответственность за нарушения 223-ФЗ
|
|
|
Куда могут подать жалобу на заказчика или организатора торгов?
|
В Федеральную антимонопольную службу и суд, согласно Статья 3 ч.ч.9,10 223-ФЗ
|
|
|
В каких случаях могут подать жалобу на заказчика или организатора торгов?
|
Об этом говорится в ч.10 ст.3. Закона 223-ФЗ
|
Ст. 3 ч.ч.9,10 223-ФЗ

|
|
«...9. Участник закупки вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг. 10. Участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях: 1) неразмещения на официальном сайте в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению на таком официальном сайте, или нарушения сроков такого размещения; 2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке; 3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд...» |
Также в ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О защите конкуренции» приведен список недопустимых действий при проведении торгов и запросов котировок
|
Статья 17

|
|
«...Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары 1. При проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: 1) координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников; 2) создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; 3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок; 4) участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок...» |
|
|
Кто может инициировать жалобу на заказчика или организатора торгов?
|
Согласно ч.2. ст.18 Закона о защите конкуренции участник, подавший заявку на участие, а в случае наличия нарушений порядка размещения информации и подачи заявок, - любое лицо.
|
ФЗ от 26.07.06 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Ст. 18.1. ч.2.

|
|
«...Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (далее в настоящей статье - заявитель)...» |
|
|
Могут ли обжаловать действия заказчика или организатора торгов в случае, если проводимая процедура закупки не является торгами?
|
Обжаловать действия организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган можно, согласно ст.17 и 18.1 Закона №135-ФЗ «О защите конкуренции». Однако, данные статьи касаются только торгов и запросов котировок (ст.17). То есть, теоретически, если Вы проводите, например, запрос предложений, тендер или редукцион, жаловаться в ФАС на Вас не имеют права. Но на практике уже встречаются такие прецеденты, как, например, эти: http://moscow.fas.gov.ru/news/6817, http://moscow.fas.gov.ru/news/4670. Здесь Заказчиком была проведена процедура под названием «Предложение делать оферты». Однако, комиссия ФАС решила, что проведенная заказчиком закупка содержит существенные признаки торгов. Таким образом, жалоба на действия Заказчика подлежит рассмотрению ФАС по процедуре, установленной ст. 18.1 Закона «О защите конкуренции». По результатам рассмотрения материалов дела жалоба признана обоснованной, а заказчику было сделано предписание о необходимости внесения изменений в документацию процедуры.
|
|
|
В какие сроки можно подать жалобу на заказчика или организатора торгов?
|
В соответствии с ч.4. ст. 18.1 135-ФЗ «О защите конкуренции» не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов или размещения результатов торгов на официальном сайте. В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися - в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов или размещения результатов торгов на официальном сайте. ст. 18.1 135-ФЗ «О защите конкуренции».
|
|
|
Какие органы еще могут привлечь к ответственности, инициировать проверку?
|
Инициировать плановую проверку может ФАС хотя, в данный момент нет нормативного акта, который бы регламентировал данный вопрос. Однако, в сводном плане проверок, расположенном по данному адресу http://fas.gov.ru/netcat_files/334/414/h_5e4377cf13fcc9b78fd58889c2347687, на 2013 год запланировано целых 2 проверки юридических лиц на предмет соблюдения требований 223-ФЗ. Такие проверки будут проводить Камчатское УФАС России и Управление контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов.
|
|
|
Какая ответственность предусмотрена за нарушение норм 223-ФЗ?
|
Ответственность за нарушение 223 ФЗ в настоящее время не предусмотрена. ФАС подготовила проект изменений в КОАП http://fas.gov.ru/legislative-acts/legislative-acts_50923.html, предусматривающий штрафы за нарушение 223-ФЗ в размере от трех до пятидесяти тысяч рублей для должностных лиц, и от десяти до пятисот тысяч рублей для юридических лиц. Однако, в настоящий момент (январь 2013 года) данный законопроект даже не внесен в Госдуму.
|
|
|
Какие последствия могут наступить вследствие удовлетворения жалобы на Организатора или Заказчика торгов?
|
В П. 3.1 части 1 статьи 23 135-ФЗ «О защите конкуренции» перечисляются полномочия ФАС в отношении организатора торгов:
|
П. 3.1 части 1 статьи 23 135-ФЗ «О защите конкуренции»

|
|
«...3.1) выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов;...» |
Суд имеет право признать торги или запрос котировок недействительными:
|
Статья 17 п.4. 135-ФЗ «О защите конкуренции»

|
|
«...4. Нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов запроса котировок и заключенных по результатам таких торгов запроса котировок сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа...» |
Принимается решение в следующем порядке:
|
Статья 18 ч.ч. 20-22 135-ФЗ «О защите конкуренции»

|
|
«...20. По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона. 21. Комиссия прекращает рассмотрение жалобы в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 части 9 настоящей статьи. 22. В течение трех рабочих дней со дня принятия решения по жалобе антимонопольный орган направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, действия (бездействие) которых обжалуются, копии решения, предписания, принятых по результатам рассмотрения жалобы, и размещает сведения о таких решении, предписании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа. ..» |